Персональный сайт учителя физики Никонова Е.Г.

 «Последователь своих учителей»

( эссе)

 

Сегодня в сфере образования происходят большие перемены, нацеленные на повышение качества всего образования. Появилось много нововведений, меняющих облик современных школ и образовательных учреждений. Постепенно меняется отношение к учёбе у учащихся и их родителей. Появляется чувство конкуренции между образовательными учреждениями. Общественность и различные администрации начинают осознавать роль школы в процессе воспитания и обучения подрастающего обучения. Повышается чувство ответственности перед населением за качество обучения при выполнении школой социального заказа.

Школа для меня, как для учителя - это страна знаний, моя любовь и надежда, мои встречи и расставания, моя работа. Я вспоминаю тот яркий солнечный сентябрьский денёк, когда маленьким мальчиком с огромным букетом цветов и первым учебником — букварём — я вошел в эту удивительную школьную жизнь. До сих пор с теплотой вспоминаю своего первого учителя физики Аммосову Антонину Иннокентьевну. Она научила меня любить физику, а главное, научила думать. В 8 классе стал  более углубленно заниматься физикой и, когда выпала возможность,  перевелся в Намскую среднюю школу №2, где учителем физики работал  виртуоз своего дела - Лебедев Иван Семенович. Так я попал в руки тех учителей,  которые впоследствии стали моими коллегами.  Это люди творческие,  жизнерадостные, всегда идущие вперед, энтузиасты своей родной школы. Они учат  меня познавать мир, искать своё место в нём. В школьные годы мои учителя  помогли  в главном — найти свое место в жизни, определиться с выбором  профессии учителя, а сегодня открывают передо мной секреты  педагогической работы.

Я люблю своих школьных и университетских учителей. Также могу назвать своими учителями-наставниками своих коллег.

Целью моей педагогической работы является не только привитие знаний,  умений и навыков по предмету, но, прежде всего, воспитание всесторонне развитой личности, готовой  преодолевать  любые трудности в дальнейшей жизни.

Времена года не стоят на месте, например, весну сменяет лето, а лето осень и т.д. Так же и меняются поколения учеников и учителей, меняется менталитет общества и его потребности в знании; например, нынешние мои ученики совсем не похожи на нас, учеников 90-х годов. И вот, сегодня обучая современных подростков, увлеченных компьютерной техникой, рэпом, хип-хопом - музыкой, напичканной соответствующими видеофильмами,  стоит вопрос: как учить?

Чему учить? По старинке, традиционно, за один и два часа в неделю? В связи с этим полагаю, что сегодня каждый уважающий себя учитель ищет свои пути решения этих вопросов. Нужна какая-то гибкая и универсальная программа, работающая в сегодняшних условиях и в данном регионе. Наверно, можно отмахнуться, считать, что я старательно выполняю свои обязанности по госстандарту, все у меня хорошо, зачем раздувать и создавать проблему, и так у нас не все, слава богу, а тут еще это. Есть, в конце концов, хорошие специалисты, пусть они и решают эти проблемы.… А где им взяться, хорошим..?

Новые времена диктуют новые подходы в обучении,  в связи с этим в последние годы идет мощная модернизация обучения и воспитания. Появляются новые образовательные технологии, учебники, пособия.  К таким учебникам я отношу учебники  Л.Э.Генденштейна под издательством «Мнемозина», преимущества которого заключаются в доступности и краткости. Учебник красочно иллюстрирован, задания и примеры приближены к реальности. Дифференцированный подход предусматривает задания двух уровней, задания раздела «Домашняя лаборатория»  способствуют повышению мотивации к предмету. «Нет теории без практики», предмет физики, как никакой другой, подтверждает эту аксиому.  Именно на лабораторных работах достигается  идиллия между умением и знанием физических законов и явлений. На этих уроках  они учатся, главным образом, применять полученные знания в новых условиях, делать выводы  по проделанной работе, что в дальнейшем очень хорошо может повлиять в будущем.

Сегодня  успешная сдача ЕГЭ по физике дает возможность выпускнику поступить   в любой технический ВУЗ России. Поэтому с каждым годом возрастает конкуренция,  задания усложняются. Например, задания уровня С  подразумевают умение    применять  полученные знания  в новой нестандартной ситуации и оригинальные подходы к решению поставленной задачи. Такого высокого уровня подготовки невозможно достичь только посредством уроков, особенно в общеобразовательных школах, где у большинства учеников  мотивация к предмету средняя и ниже. Как и где заниматься с теми, кто будет сдавать ЕГЭ?  Из положения выходим  с помощью дополнительных часов (консультаций, профильных и  проектных часов кружков, в том и числе и  в каникулярные дни). При подготовке учеников  к олимпиаде требуется совсем другая методика, нежели к экзаменам. Олимпиада, прежде всего, рассчитана на общий кругозор, интеллект, не ограничивается школьной программой. Поэтому  только систематический, многолетний труд учителя даст положительные результаты. Осознав это, в этом учебном году на основе проектных часов веду кружок физического моделирования для 6-7-х классов. Очень надеюсь, что из их числа в дальнейшем выйдут достойные олимпиадники. Отрадно, что в последние годы стали проводиться  региональные олимпиады технических ВУЗов, которые дают возможность талантливому ребенку поступить  на учебу, не выезжая за пределы республики, еще не окончив школу.  В прошлом учебном году  две мои ученицы по итогам такой олимпиады поступили в Уральский технический и Уральский горный университеты. После завершения учебы надеюсь, что они вернутся в Якутию.

Наша республика стоит на пороге научно-технических преобразований:  строительство железной дороги, прокладывание нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, развитие добывающей и создание перерабатывающей промышленности. Для  успешного внедрения данных мегапроектов нужны не только высококвалифицированные, но и компетентные специалисты. На нас, учителей физики, возложена очень большая ответственность. Надо учить так, чтобы вызвать интерес к предмету. Интерес в свою очередь пробуждает желание узнать больше. Тогда уже появляется увлечение и знание. Из числа таких учащихся сегодня учатся в Дальневосточном Государственном университете путей сообщения трое моих учеников. У которых, есть все, чтобы стать достойными специалистами, нынешнего времени.

Своевременным в последние годы в республике и по всей стране, стал быстрый рост информатизации и технического оснащения наших школ. Постепенно налаживается свободный доступ к всемирной информационной сети. И соответственно более эффективное решение многих педагогических и воспитательных задач,  стало возможным при использовании ИКТ на уроках и внеклассных занятиях.

Внедрение и использование информационных технологий позволило рядовым учителям выявить преимущества и недостатки в своей работе. Многие наши коллеги смогли реально оценить свои возможности, почувствовать себя учителем в новом качестве. Ведь применение новых форм обучения подразумевает наличие специальных и определённых знаний, хотя бы самых основных и у учителей так и у учащихся. Поэтому политика проведения разнообразных обучающих семинаров, конференций и конкурсов являются плодотворной и планомерной работой по расширению охвата и накоплению опыта у всего педагогического социума. Распространение опыта на различных конкурсах, да и просто в сети, позволяет учителям быстрее ориентироваться, находить новые решения, налаживать творческие контакты и держать соответствующую образовательную планку на достаточном уровне.

При обучение в новой форме, видимо, я не должен ограничиваться только простым просмотром или демонстрацией новой темы, а должно найти отражение в самостоятельно формирующихся мыслительных процессах у наших учащихся. И каждый учитель предметник ищет свой собственный путь, направленный на решение этой проблемы.

Преимуществом использования ИКТ, при этом становиться, как самостоятельное освоение учащимися учебного материала, заранее подготовленного мною, сокращение организационных моментов, обогащение учебного материала без потерь времени урока.

Учитель может, на какое-то время просто управлять учебным процессом, предоставив свободу действий детям. При этом учащиеся начинают самостоятельно решать поставленные задачи, своевременно и правильно сформулированные учителем.

Постановка задач по этапам (уровням), на мой взгляд, позволяет дифференцировать работу, как с сильными, так и с более слабыми учащимися. Не секрет, что контингент учащихся в любых классах с разными возможностями. Сильные учащиеся при этом могут получить большее учебно-образовательное пространство, для плодотворной работы по получению и применению новых знаний. При этом не приходится сдерживать их стремление и мотивацию в получении нового материала, в ущерб слабой половине класса. Отстающие или слабые учащиеся тоже будут всегда стремится вслед за более сильными, и не будут успокаиваться на достигнутом. При этом можно комбинировать как индивидуальную работу, так и работу детей по парам, чаще всего это будет зависеть от компьютерного оснащения класса. При постановке учебных задач, большое внимание уделяю к разработке уровней, где первый уровень подразумевает, получение базовых обязательных знаний. Когда как второй и третий уровни подразумевают получение хороших и отличных знаний.

На мой взгляд, такая форма обучения позволяет у детей формировать и развивать умения и навыки научного поиска и работы с учебной литературой: умение анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию. Постепенно школьники должны научиться пользоваться языком науки и свободно излагать изученную тему.

Конечно, два с половиной года педагогической деятельности– это не срок, чтобы сделать какие-то большие выводы, но в правильном выборе профессии убежден. Школа - это мое призвание, моя жизнь. Ведь именно благодаря моей профессии, каждое утро иду в школу, встречаюсь с самыми лучшими представителями человечества – детьми. Меня всегда ждут много интересных встреч, люди, которым нужен я и которые нужны мне.

"Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения."

А. Эйнштейн

© negykt

Конструктор сайтов - uCoz